Группа "Огонек"
Воспитатели:
Крючкова Юлия Сергеевна
Сайгутина Людмила Владимировна
«Развитие речи детей дошкольного возраста средствами малых форм фольклора».
Большое значение в развитии речи детей является знакомство с устным народным творчеством. Песенки, потешки, прибаутки — накопленные веками передают мудрость, лиризм, юмор. Сегодня одной из самых актуальных задач является развитие коммуникативных умений детей; показ красоты русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевах, закличках, потешках, прибаутках, загадках обрядах. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном возрасте. Важно помочь дошкольникам освоить богатство родного языка и успешно развивать их эмоционально- мыслительную сферу.
Первое знакомство ребёнка с художественным словом начинается с малых фольклорных форм: колыбельных песен, потешек, прибауток, считалок, песенок-небылиц.
В результате использования в совместной и самостоятельной деятельности с детьми младшего возраста потешек, пестушек, прибауток малыши самостоятельно начинают играть в ладушки, притоптывать, приплясывать, петь куклам про кота-воркота, прогулей, приучая ухо к интонационному строю речи. Интерес к теме возникает у ребёнка тогда, когда будет затронута его эмоционально-чувственная сфера. Это достигается благодаря включению в организованную познавательную деятельность народных игр, песен, элементов драматизации фольклора. Малыши учатся двигаться, говорить как лисичка, заяц, медведь, курочка, петушок, ёжик и т. д., в зависимости от того, о ком потешка или сказка.
Одной из эффективных форм работы с детьми по знакомству с устным народным творчеством считаю народные досуги и развлечения «В гости к бабушке», «Поиграем с ложкой». Дети не только знакомились с русскими народными играми, но и проявляли познавательный интерес к старинным предметам и традициям русского народа.
Показ пальчикового театра даёт детям положительный настрой, способствует развитию творческих речевых способностей у детей.
Развивая речь постепенно становится заметно, что народное творчество не только развивает речь, но и развивает другие качества, как умственное, нравственное, трудовое, духовное, энергитическое, эстетическое, расширяется кругозор детей, обогащает их чувства, формирует отношение к окружающему миру, родному краю. Особенно любовь к родному краю проявляется на прогулках, во время наблюдений, приговаривая, ухаживая за клумбой, с цветочками. Например: «Ты, водичка, лей, лей», «Дождик, дождик пуще» и т.д. Народные произведения помогают ребёнку находить представления о животном мире, детёнышах, птицах. Ребёнок учится называть их, любить и ухаживать за ними. Ведь в основном потешки, прибаутки обо всём окружающем мире. Слушая выразительные народные прибаутки, ребёнок сталкивается с мотивом трудовой деятельности. Например: «Сорока-сорока». Они передают народный опыт и мудрость, обладают богатой методикой звучания, огромными возможностями для трудового воспитания. Например: сказка «Репка», «Теремок».
Так же большую роль играет применение потешек, прибауток в процессе обучения навыкам самообслуживания. Дети, приговаривая потешки про водичку, как например: «Водичка, водичка», «Чистая водичка», «Ой лады,лады», учатся аккуратности, правильного и бережного пользования водой и мылом, воспитываются гуманным чувством и добрым взаимоотношением.
Диагностируя речевую деятельность детей, приходим к выводу, что необходимо шире использовать жанры малого фольклора в своей работе и дальше развивать речь средствами малого фольклора.
Усиливая работу по развитию речи детей средствами малого фольклора, у детей старших групп так же повышается интерес к устному народному творчеству. Дети начинают использовать в своей речи пословицы. Например: «Семеро одного не ждут», «Если долго мучиться, что-нибудь получится». В сюжетно-ролевых играх — потешки, самостоятельно организовывают народные игры-забавы с помощью считалок.
Так у детей старших групп возрастает интерес к играм-драматизациям и другим видам театрализованной деятельности. Дети устраиваютконцерты для малышей. Для этого в группе должен быть богатый театрализованный уголок, где в свободном доступе имеется материал для театрализованной деятельности.
Таким образом, через использование таких малых форм фольклора как сказки, песенки, потешки, загадки, пословицы, поговорки, воспитатель развивает речь ребёнка, воспитывает любовь к родному краю и даёт первые представления о культуре русского народа.
Работая над развитием речи дошкольников, можно сказать, что проблема эта очень злободневна. В то время, как развивается наука, в технику внедряется компьютеризация, родной язык начинает терять свою самобытность, яркость, эмоциональность. Его заполнили иностранные слова, а язык компьютеров, хоть и грамматически правильный, но лишён окраски, образности. Какой же язык мы оставим нашим детям? А ведь именно им творить и строить будущее.