ВОСПИТАТЕЛИ: Иванова Юлия Михайловна
Каминская Инна Александровна
пом.воспитателя:Гнездилова Любовь Николаевна
Диалогическое окно
Роль искусства в развитии детей
Если говорить об искусстве в приложении к детям, оно как воздух необходимо для их нормального развития. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на окружающий мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту. В результате растущий человек получает верные нравственные ориентиры, и его личность развивается гармонично.
Развиваясь с помощью искусства, ребенок выступает не только как зритель, но и как творец. Детям доступны практически все виды изобразительного и декоративно-прикладного творчества – рисование, лепка, вышивка, плетение и другие. Такое творческое выражение необходимо как воздух способным, одаренным детям, оно помогает развитию их талантов, может стать призванием и делом всей жизни.
В процессе воспитания детей искусство используется не только как эталон прекрасного, нравственный ориентир и способ самовыражения. Огромную роль оно играет и в процессе познания окружающего мира. Изображая окружающие предметы и явления, ребенок овладевает такими понятиями, как форма, цвет, оттенок, размер, масштаб, перспектива и другими. В результате познавательная деятельность ребенка протекает активнее, быстрее и эффективнее формируется базовый понятийный аппарат, развивается образное мышление.
Итак, искусство формирует личность человека, развивает его интеллектуальный потенциал и чувственное восприятие, задает правильные нравственные ориентиры и приобщает его к своей культурной среде. При этом довольно сложно оценить возраст начала эстетического развития. На сегодняшний день считается, что искусство играет значительную роль в развитии человека, начиная с его рождения, а некоторые психологи говорят даже о пренатальном периоде.
Но одно не вызывает сомнений – первыми проводниками в мир искусства, как и наставниками, выступают родители. Приобщение к искусству и местным культурным традициям начинается в семье и продолжается всю жизнь. От того, каким будет старт, зависит дальнейшее развитие ребенка, полнота и красота его личности, успешность во взрослой самостоятельной жизни. Поэтому главной задачей родителей, их долгом, является создание соответствующих условий, в которых ребенку будет доступно как ознакомление с шедеврами, так и творческое самовыражение.
Своеобразным итогом дошкольного периода является готовность ребенка к школьному обучению. Если ребенок идет в школу «не готовым» в психологическом отношении, это может иметь самые печальные последствия как для успешности его обучения, так и для дальнейшего развития личности.
Из чего же складывается готовность к школе и как помочь ребенку подготовиться к новой для него школьной жизни?
Главным показателем готовности к школе являются мотивы учения, т.е. желание учиться в школе. Это желание может быть стимулировано разными причинами, среди которых психологи выделяют социальные и познавательные.
Социальные мотивы учения связаны с желанием ребенка занять новое место в системе доступных ему общественных отношений: стать учеником — иметь все соответствующие атрибуты (портфель, тетрадки, учебники), ощутить себя большим, школьником.
Познавательные мотивы связаны непосредственно с учением и с познавательными интересами ребенка. Они проявляются в интеллектуальной активности, в желании больше знать, уметь, в способности и потребности задавать вопросы и познавать окружающий мир.
Для готового к школе ребенка обычно характерен сплав этих двух потребностей. Он хочет учиться и потому, что стремится скорее стать большим, занять определенную позицию в обществе, и потому, что у него появились познавательные интересы, которые он уже не может удовлетворить дома .
Естественно, что индивидуальность каждого ребенка проявляется в преобладании одного из указанных мотивов, но в какой-то форме они оба должны быть выражены.
.
Как правило, дети шести-семи лет уже имеют представление о своем школьном будущем и стремятся в школу. Чаще у дошкольников отсутствует познавательная мотивация к учению. Сформировать ее гораздо труднее, чем социальную мотивацию. Для этого нужно открыть ребенку радость умственной работы, разбудить любознательность и познавательную активность. Начинать лучше опять же с игр, но не с сюжетно-ролевых, а с игр-загадок, в которых в скрытой или явной форме содержится посильная для ребенка задача. Таких игр множество. Они не только будят познавательную активность, но и развивают мышление, внимание и память ребенка, что также является важнейшим условием готовности к школе.