Обычная
версия сайта
  Размер шрифта:   Шрифт:   Межсимвольный интервал:   Межстрочный интервал:   Цветовая схема:   Изображения:

Группа "Лучик"

 

Группа "Лучик"

  СТАРШАЯ ГРУППА 

 

  ВОСПИТАТЕЛИ:

 

                                            

Николаева Екатерина Васильевна     Базарова Фатима Омаровна

                                                                              

  ПОМ.ВОСПИТАТЕЛЯ:     Дятлова Анна Леонидовна

 

 

 

   Николаева Е.В.,воспитатель

ГБДОУ детский сад №40 Фрунзенского района  Санкт-Петербурга                                                                                                                                           

 

Развитие математических способностей у старших дошкольников посредством сложных игр.

 

       Понятие «математическое развитие»  понимается как формирование математических знаний и умений у ребенка. Таким образом, даже в рамках исследований о развитии познавательных способностей и творческой одаренности детей дошкольного возраста, математическому развитию ребенка уделено мало внимания. При этом понятие «математическое развитие» трактуется в основном как формирование и накопление математических знаний и умений математическим развитием дошкольников понимаются качественные изменения в познавательной деятельности ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций. 

      Говоря о математических способностях как особенностях умственной деятельности, следует, прежде всего, указать какие способности необходимо развивать  у дошкольников:                                                                                                       

      1)Способность к формализации математического материала, к отделению формы от содержания, абстрагированию от конкретных количественных отношений и пространственных форм и оперированию формальными структурами, структурами отношений и связей;                                              

      2)Способность обобщать математический материал, вычленять главное, отвлекаясь от несущественного, видеть общее во внешне различном;                                                                                

      3)Способность к оперированию числовой и знаковой символикой;                                               

      4)Способность к «последовательному, правильно расчленённому логическому рассуждению», связанному с потребностью в доказательствах, обосновании, выводах;                                                                                    

      5)Способность сокращать процесс рассуждения, мыслить свернутыми структурами;                                                                                                    

      6)Способность к обратимости мыслительного процесса (к переходу с прямого на обратный ход мысли);                                                                                                                                                                               

      7) Гибкость мышления, способность к переключению от одной умственной операции к другой, свобода от сковывающего влияния шаблонов и трафаретов;                                                                                                                              

      8) Математическая память. Можно предположить, что её характерные особенности также вытекают из особенностей математической науки, что это память на обобщения, формализованные структуры, логические схемы;                                                                                                 

      9) Способность к пространственным представлениям, которая прямым образом связана с наличием такой отрасли математики как геометрия. Не  главное при подготовке к школе – это познакомить ребенка с цифрами и научить его писать, считать, складывать и вычитать (на деле это обычно выливается в попытку выучить наизусть результаты сложения и вычитания в пределах

    10). Математическое развитие- значимый компонент в формировании «картины мира» ребенка. Поэтому преимущество отдаётся игре, как основному методу обучения дошкольников, математическим развлечениям, дидактическим, развивающим, логико-математическим играм; игровым упражнениям; экспериментированию; решению творческих и проблемных задач, а также практической деятельности. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом.

     Преимущество на современном этапе необходимо отдавать логическим играм, которые  направлены не на формирование запаса заученных знаний, а  на сформированность собственного умения продуктивно мыслить, находить нестандартные решения.

     Такие, более сложные игры, математического содержания воспитывают у детей познавательный интерес, способность к творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности, характерными для каждой занимательной задачи, всегда вызывает интерес у детей. Занимательные задачи способствуют развитию у ребенка умения быстро воспринимать познавательные задачи и находить для них верные решения. Дети начинают понимать, что для правильного решения логической задачи необходимо сосредоточиться, они начинают осознавать, что такая занимательная задачка содержит в себе некий «подвох» и для ее решения необходимо понять, в чем тут хитрость.

     В первую очередь,  важно показать детям, что математика – это понятно, весело и интересно. Что математика – это не только счёт, но и всевозможные логические игры и головоломки.Можно строить картинки из кубиков «Сложи узор» и выкладывать узоры из счётных палочек, строить простые башни по чертежам, отгадывать загадки и решать головоломки.  Важно дать детям почувствовать себя успешными, научить их рассуждать, и рисовать схемы.                                                                                                                                         Счётные палочки дают огромный простор для придумывания разнообразнейших задач. Можно попросить всех детей взять по 5 палочек, а потом, когда дети отвернутся, переложить часть палочек, и пусть дети догадаются - у кого появились лишние палочки, и кому палочек не хватает.Можно сложить из 5 палочек образец, и попросить детей его повторить. А потом, когда дети отвернутся, переложить ровно одну палочку на своей картинке. Дети должны догадаться, какую палочку я переложила, и повторить мою картинку. А теперь меняемся ролями, теперь я отворачиваюсь, а дети перекладывают у себя одну палочку. Смогу ли я найти решение их задачи?                                                                                                                         Количество может применяться не только к предметам, но и к звукам. Например, можно играть так: если я говорю «гав-гав», то надо сделать два шага вперёд, а если «мяу-мяу-мяу!» - то три шага назад, если «мяу!» - то один шаг назад, а если «гав!» - один шаг вперёд и т.д.

Что можно ещё придумать интересного, занимаясь математикой с дошкольниками?                                                                                                                               Игры  Бориса Никитина. его развивающие игры – это типичная математика, серии постепенно усложняющихся задач, от простого к сложному.

  1. Развивающие игры Никитиных (« Сложи узор»-развивает:наглядно-действенное мышление, мыслительные операции сравнения, анализа и синтеза, зрительную память, целеустремленность и усидчивость,                         « Уголки»-развивает:внимание, зрительную память, пространственное воображение, умение находить зависимости, способность классифицировать и систематизировать материал, способность комбинировать, умение находить ошибки, предвидеть результаты своих действий, «Кубики для всех»-развивают:пространственное мышление,наглядно-действенное мышление,аналитико-синтетическое мышление,творческие способности (умение решать нестандартные задачи),умение комбинировать,внимание и воображение,цветовое восприятие,умение работать со схемой,умение соотносить изображение с реальным объектом.«Уникуб»-развивает: пространственное мышление, операции сравнения, анализа и синтеза;   цветовое восприятие; точность движений, аккуратность и предусмотрительность, внимательность, усидчивость.

2. Геометрические конструкторы на воссоздание силуэтов фигур, разработанные З.А.Михайловой . «Танграм»-развивает:пространственные представления, воображение,конструктивное мышление,комбинаторные способности ,способствует успешной одготовке детей к школе, «Волшебный круг»-развивает:  процессы внимания, мелкую моторику, пространственную ориентировку, цветовосприятие, навыки самоконтроля в процессе деятельности.  «Колумбово яйцо»-развивает:умственные,творческие способности, «Листик»-развивает: пространственное воображение, комбинаторные способности, сообразительность, смекалку, а также усидчивость и мелкую моторику - вне зависимости от уровня подготовки ребёнка ., «Гексамино» развивает: пространственное воображение, комбинаторные способности, сообразительность, смекалку, а также усидчивость и мелкую моторику - вне зависимости от уровня подготовки ребенка и его склонностей. и др.

3. Игры В.В.Воскобовича. «Квадрат Воскобовича» и «Геоконт»-развивают:  конструкторские способности, пространственное мышление, внимание, память, творческое воображение, мелкую моторику, умение сравнивать, анализировать и сопоставлять. Есть и более сложные игры, которые учат детей моделировать, соотносить части и целое. «Чудо-крестики»-развиает: первые навыки счета, совершенствуют цветовосприятие, тренируют логическое мышление и воображение., «Прозрачный квадрат»-развивает: образное и пространственное мышление, логику, дает математические знания и представления о геометрии. и др.

4. Игры с блоками Дьенеша и палочками Кюизенера-развивают:внимание,логическое мышление,коммуникативные навыки,воображения и творческие спасобности.

5. Разнообразный природный материал, коллекции семян, камней-развивают:пространственно-количественные представления, счетные операции, развитие мелкой моторики, развитие речи.

6.Современные ИКТ дают широкие возможности для подбора игр на развитие математических способностей.

     Таким образом, у ребенка получившим опыт в таких играх всегда  больше шансов быть успешным в математике, даже если он не был заранее научен элементам школьной программы (счету, вычислениям и т. п.).

Cайт создан по технологии "Конструктор e-Publish"